Свайный фундамент является популярным по причине значимого обновления технологий. Взамен технологии отливки или забивки свай из бетона, теперь применяется способ с завинчиванием. Характерное свойство винтовых свай — не требуется проводить серьезных земляных работ. Необходимо лишь бурение скважин для свай, без разработки почвы. При этом, можно бурить не на полную глубину погружения свай. Это экономный метод установки фундамента, набирающий все большую востребованность в малоэтажном строительстве.

Особенности буровых работ под винтовые сваи
Винтовые сваи погружаются завинчиванием, по этой причине их используют на однородных суглинках. Данная технология не используется на каменистых грунтах. Бурение под этот тип свай можно делать винтовым инструментом — ямобуром. Он обеспечивает бурение с высокой скоростью.
Ямобур, выделяясь от бурового станка, смонтирован на стреле экскаватора. Чтобы производить бурение под следующую сваю, не нужно перемещать технику. Необходимо лишь изменить положение стрелы экскаваторного ковша (где установлен механизм). В результате, можно осуществить бурение десятков свай за день. Фактически, стоимость бурения свай — оплата рабочей смены работы экскаватора. Подобные модели техники обладают бульдозерным отвалом. Он используется с целью снятия небольших слоев грунта под свайный фундамент и подготовки подъездного пути.
Второй вариант ямобура устанавливается на грузовике, а не на экскаваторном или тракторном шасси. В результате снижается цена доставки. Технология почти идентична той, что используется на экскаваторе. Прибор закрепляется на конце стрелы и приводится в действие гидродвигателем. Ось вращения получается вертикальной (для вертикального бурения). Шнековая конструкция позволяет проводить бурение на сухую, без использования бурового раствора и воды.
Основной недостаток ямобура — незначительная глубина бурения. Около 3-4 метров. Преимущество механизма на грузовике — чуть большая глубина бурения. Глубина может достигать 5-6 метров. Грузовик позволяет разместить длинный шнек. Между тем, свайный фундамент используется на слабом грунте, где глубина по строительным нормам потребуется больше 6-и метров. Тогда используют бурение традиционными буровыми станками на автомобильном шасси.
Бурение под сваи с помощью бурового станка

Под одну постройку потребуется несколько десятков свай. В связи с этим бурение под сваи целесообразнее выполнять буровыми станками. Именно установка бурения скважин под сваи позволяет уменьшить необходимое время на перенос оборудования из одной точки в другую. Помимо автомобильного шасси часто используется тракторное или экскаваторное. Станки без шасси не практичны при бурении под сваи. Их долго перемещать на следующее место.
Глубина погружения свай фундамента высотных зданий более 15 метров. На подобную глубину ямобур не пройдет, понадобится специализированная техника. В большинстве случаев используют буровые станки на шасси ЗИЛ 131, КамАЗ, Урал. Бурение выполняется либо шнековым методом с выбрасыванием шлама всухую, либо по-мокрому с подачей большого количества воды с целью вымывания раздробленной породы.
Для свай важно соотношение длины (сумма глубины погружения и высоты оголовка над землей) и толщины. Если это соотношение нарушается, в частности, свая чрезмерно длинная и тонкая, или наоборот, это ведет к серьезному превышению расходов материалов, а также к повышению энергозатрат при бурении. Буровые станки нужны при погружении на большие глубины (больше 5 метров, которые предоставляет ямобур), поэтому им нужен большой диаметр. В частности, для мостов применяются сваи с глубиной погружения 15-20 метров и с диаметром около 600-700 мм.
Ведущими в наше время являются сваи шнекового бурения. Непосредственно эта технология дает возможности получение скважин достаточного диаметра с небольшими расходами. Ее преимущество — не понадобится наличия на объекте воды.
Бурение под заливные сваи
Основное отличие заливных свай от остальных — невозможность погружения без скважины на всю длину. Таким образом, бурение скважин под буронабивные сваи, к примеру, возможно выполнить на 2/3 от глубины погружения, а остаток добить соответствующим оборудованием. С заливными сваями это не проходит. Необходимо делать бурение на всю требуемую глубину и никак иначе.
Заливные сваи — это подходящий способ для неоднородного грунта с камнями. Камни в грунте препятствуют погружению других типов свай, заливные же не понадобится погружать, они отливаются в пробуренной скважине. В результате, их возможно применять на любых грунтах. С сегодняшней техникой заливные сваи получаются ненамного дороже обычных. Они вполне доступны при частном строительстве. В итоге, возможно выбрать наиболее подходящие способы бурения свай, в зависимости от задач.
Для данного типа свай делается скважина большого диаметра, к примеру, 200-300 мм. В скважину ставится арматурный каркас, который затем заливается бетоном. Технологии опалубки дают возможности отливать заливные сваи как единое целое с ростверком. Получится конструкция с наибольшей прочностью. Эта схема находит удачное применение в промышленном строительстве. Монолитные фундаменты применяются для опор мостов и гидротехнических сооружений.
Заливка выполняется на протяжении нескольких дней или часов после проведения бурения. Обычно ее делают сразу. Оставлять пустые скважины надолго нельзя, так как они быстро осыпаются. Отливка допускается как с ростверком, так и без. Заливку часто выполняют поэтапно, ввиду того, что для заливки свай необходима одна техника, при этом для ростверка — уже другая.

